76-летний Василий Карась из села Машево Семеновского района ласково называет эту легендарную машину Ласточкой. Он купил ее пол века назад и с того времени со своей «победой» не расстается.
- Это моя первая машина. И единственная, - с гордостью говорит Василий Андреевич. - Хоть возраст у нее и почтенный, потому что она 1950 года выпуска, но считаю, что она и новым автомобилям фору даст! Я по специальности инженер-механик, поэтому сам ее ремонтирую, никому больше не доверяю. Раньше моя Ласточка принадлежала какому-то генералу. Я тогда жил в Брянске, работал главным инженером на заводе «Зерно». Купил «победу» по объявлению в газете. Она стоила 2500 рублей. Для сравнения: в то время средняя зарплата была где-то 80-100 рублей. Хоть сумма и немалая, однако я был счастлив, что приобрел машину своей мечты. «Победы» тогда выпускал завод имени Молотова, который находится в Нижнем Новгороде в России. У меня до сих пор на автомобиле есть эмблема этого завода. Моя «победа» была цвета морской волны, а уже впоследствии я сам перекрасил ее в темно-зеленый. За 50 лет все детали в машине я заменил, лишь кузов не трогал.
Василий Карась с женой переехали в Машево в 1986 году. Их дочь осталась жить в Брянске. На «победе»
Василий Андреевич ездит преимущественно в Семеновку — за продуктами или в райбольницу.
- Каждый раз, когда в приезжаю райцентр, кто-нибудь предлагает мою «победу» купить, - говорит Василий Андреевич. - Машина считается раритетной. Но я ее никому не продам, потому что свою Ласточку очень люблю. За полвека к «победе» так привык, что ни о какой другой, даже новой, машине никогда и не думал!
* * *
В тему
ГАЗ-М-20 «Победа» — советский легковой автомобиль, который серийно производили в 1946-1958 годах. Всего было выпущено 235 тысяч 999 машин. Говорят, сначала автомобиль хотели назвать «Родина», однако Иосиф Сталин спросил у конструкторов: «Сколько же у нас будет стоить «Родина»?» Ответить ему никто не осмелился, и автомобиль решили назвать «победой» в честь победы в Великой Отечественной войне.
«Победа» — первый советский легковой автомобиль с несущим кузовом и один из первых в мире многосерийных автомобилей с кузовом понтонного типа, то есть без выступающих крыльев и их рудиментов, подножек и фар.
Наталия Федосенко, Фото Эдуарда Асмаковского
"Гарт" №49 (2697) от 4 декабря 2014
|