Григорий Николаевич Скоробогатый родился в селе Хотеевка Черниговской губернии 5 (18) января 1917 года в крестьянской семье. В 1934 году, окончив сельскую школу, поступил в текстильный техникум города Клинцы Орловской (ныне Брянской) области, выбрав специальность «техниктехнолог по ткачеству». Здесь проявился его интерес к общественной работе: он вступил в ряды ВЛКСМ, был избран членом комитета комсомола, назначен редактором стенной газеты. По окончании учебного заведения в 1938 году распределен в Тамбовскую область на Арженскую суконную фабрику в городе Рассказове.
На предприятии Скоробогатого зачислили запасным помощником мастера в ткацкий цех, через некоторое время перевели инструктором по ткачеству. Вот что вспоминает о нем Е. Бурнаева, заведовавшая в то время библиотекой фабричного клуба: «Едва Григорий успел осмотреться на фабрике, как сразу же пришел в библиотеку. Большой был книголюб. Жизнерадостный, шутник и в то же время вдумчивый и серьезный — это както удивительно соединялось в нем. Очень много помогал новичкам, хотя сам только начал работать. Подсядет, бывало, в библиотеке к новенькой ткачихе, чтото объясняет, не глядя в учебники».
Мечта
Но была у Григория одна давняя мечта, ради которой не жалко оставить свою фабрику, станки, интересную профессию — мечта подняться в небо, стать летчиком. «Выбыл в военное училище» — такова последняя запись в его личной карточке на рассказовской фабрике.
В том же 1938 году Скоробогатый поступил в Харьковское военное авиационное училище. Командование дало своему воспитаннику положительную характеристику: «Бдителен. Политически и морально устойчив… Волевой товарищ. Умеет хранить военную тайну. Энергичен, решителен. Ориентируется отлично, бомбит отлично, стреляет отлично…»
Получив по окончании обучения звание лейтенанта, Григорий Николаевич проходил службу в Воронеже. С января 1941го он лётчикнаблюдатель 207го авиационного полка 42й дальнебомбардировочной авиационной дивизии. Позднее стал исполнять обязанности адъютанта эскадрильи.
О том, как Григорий Скоробогатый оказался в эскадрилье капитана Гастелло, подробно рассказывается в письме Ивана Власова, летавшего в авиазвене Гастелло.
«С Григорием Николаевичем Скоробогатым я познакомился, когда он был прислан в наш полк из авиационного училища, — пишет Власов. — Он сразу завоевал любовь и уважение. Григорий обладал поистине редким качеством быстро сходиться с людьми. Простой, открытый, как говорят, душачеловек, он в любую минуту был готов помочь товарищам разобраться в запутанном вопросе, посоветовать, как лучше подготовиться к вылету и выполнить задание. Как штурман был безукоризненный. Командование всегда отмечало его высокую тактическую, огневую и специальную подготовку. Эти незаурядные качества выдвинули его в ряды лучших людей части и послужили поводом к назначению адъютантом эскадрильи. В этой должности он и встретил начало Великой Отечественной войны…»
Скоробогатый по своему положению мог бы не летать. Но «страстная и кипучая натура» требовала непосредственной схватки с врагом. В экипаж Гастелло Григорий Николаевич, уже имевший два боевых вылета, был включен утром 26 июня 1941 года.
«Мне навсегда запомнился день его последнего вылета, — продолжает в письме Власов. — Он подошел с просьбой к командиру эскадрильи: «Разрешите, товарищ капитан, пойти с вами в боевой вылет». «У меня экипаж укомплектован полностью», — ответил Гастелло. «А я люковым стрелком, — с готовностью сказал Скоробогатый. — Тем более что сержант Елин чувствует себя неважно». И столько в его глазах было немой просьбы, что Николай Францевич сдержанно улыбнулся и промолвил: «Ладно уж, давай».
Подвиг
Их самолетбомбардировщик ДБ-3Ф вылетел на боевое задание: на малой высоте машина сбрасывала бомбы на вереницы немецких танков и расстреливала из пулеметов экипажи фашистских машин на шоссе Молодечно — Радошковичи в 40 км от Минска. Вражеский снаряд повредил топливный бак самолета, и командир Николай Гастелло направил горящую машину на немецкую колонну. Около деревни Декшняны погибли все члены экипажа: капитан Н. Гастелло, лейтенанты Г. Скоробогатый и А. Бурденюк, старший сержант А. Калинин. Этот подвиг был одним из самых известных в истории Великой Отечественной войны как в военный, так и в послевоенный периоды.
Таран экипажем Гастелло немецкой механизированной колонны вскоре получил широкую огласку. Этот подвиг был одним из самых известных в истории Великой Отечественной войны как в военный, так и в послевоенный периоды вплоть до развала СССР.
Память
Командиру корабля Николаю Гастелло в июле 1941 года присвоено звание «Герой Советского Союза», его именем назывались улицы городов, пионерские организации и колхозы, его подвигу были посвящены художественные произведения. В то же время члены экипажа Гастелло оставались в тени, зачастую об их участии в знаменитом таране вообще не упоминалось. В 1958 году благодаря усилиям родственников и однополчан членов погибшего экипажа Г. Скоробогатый, А. Калинин и А. Бурденюк стали кавалерами ордена Отечественной войны I степени.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
Читайте на нашем сайте о других выдающихся земляках:
Кекух Василий Ильич
Михайло Якимович Козик
Алещенко Олег Михайлович
Кекух Василий Ильич
Примаков Виталий Маркович
Страдомский Василий Андреевич
Анатолій Костюк
Л. Е. Кербель
Сенько В. В.
Александр Михайлович Хомутов
Скоробогатый Григорий Николаевич
Василий Сергеевич Будник
Пунтус Іван Григорович
Йосип Кирилович Каменецький
|