В 1938 году инженер-химик Александр Хомутов, пропитав синтетическим каучуком прочную кирзовую ткань, стал, по сути, создателем кирзовых сапог, в которые вскоре обули самую большую в мире армию.
Хомутов Александр Михайлович родился в 1901 г. в крестьянской семье в местечке Семеновка Черниговской губернии. Здесь учился в начальной школе. В 1917 г. закончил советскую Трудовую среднюю школу. Помогал семье по хозяйству. В 1919 г. был мобилизован и направлен на Деникинский фронт. В пути заболел сыпным тифом и был помещен в Полтавский военный госпиталь. После операции и выздоровления начальник госпиталя зачислил санитаром. Затем переведен в Военно-санитарный отдел на должность делопроизводителя. В 1921 г. согласно приказу № 58 по Киевскому военному округу направлен учиться в Харьковский технологический институт. Успешно сдал вступительные экзамены и был зачислен студентом химического факультета. Окончил институт в 1924 г. и получил диплом инженера-химика. Работал на заводе. В 1926 г. призван в армию. Демобилизован в 1927 г. и направлен на работу в Краснодар на кожевенный завод. Затем перешел на работу в Пищевой институт. Здесь занимался получением лаков. В 1929 г. переведен в лабораторию в г. Ростов-на-Дону. Его работами заинтересовалось военное ведомство, после чего Александра Михайловича пригласили работать в Москву, в Институте химобороны. Однако из-за затруднений с жильем пришлось перейти на работу в Институт кожевенно-обувной промышленности. Затем Хомутов был направлен работать на завод «Кожимит» заведующим лабораторией. В г. Москве был создан Центральный научно-исследовательский институт заменителей кожи (ЦНИКЗ), перешел работать старшим научным сотрудником.
В 1937 г. директором завода «Кожимит» приглашен на должность главного инженера с предоставлением квартиры. Завод находился в тяжелом финансовом положении. Хомутову удалось создать заменитель галантерейной кожи, который охотно применяла галантерейная промышленность. Завод начал переходить на освоение синтетического каучука по методу академика Лебедева. Однажды на завод приехал подполковник Епишев и предложил изготовить заменитель кожи для ранцев красноармейцев. Была выделена многослойная ткань-кирза, и изготовлены образцы. Заменитель понравился командованию армии.
В 1938 г. А. М. Хомутова пригласили в Нарвоенкомат обороны на совещание, на совещании нам сообщили, что возможна война с фашистской Германией. Очень тяжелое положение со снабжением армии обувью. Кожи нет. Необходим заменитель кожи для голенищ сапог. Первое и главное условие – сырье должно быть отечественного происхождения. В ЦНИКЗ ст. н. сотр. И. В. Плотников занимался пропиткой кирзы бензиновыми растворами натурального импортного каучука. Хомутов пригласил его для совместной работы. Создали технологию пропитки кирзы бензиновыми растворами синтетического каучука. Сконструировали технологическое оборудование. Выпустили опытную партию кирзы СК и передали обувщикам. Совместной работой были изготовлены кирзовые сапоги, которые успешно прошли испытания в армии. Произведена Кирза СК для проведения широких испытаний кирзовых сапог в армии. Сапоги были приняты на снабжение Советской Армии. Александр Хомутов работать в другую организацию, а место главного инженера завода занял второй автор И.В.Плотников.
В июне 1941 г. началась Вторая мировая война. Хомутов вернулся в ЦНИКЗ, где дальше разрабатывал новые заменители кожи для снаряжения армии.
В 1942 г. коллективу, работавшему над созданием и внедрением кирзовых сапог, присуждена премия И.В.Сталина и присвоено звание лауреатов. В 1944 г. Хомутов защитил кандидатскую диссертацию и получил диплом кандидата технических наук. В том же году женился.
Были разработаны и внедрены в промышленность новые заменители кожи для народного хозяйства. Одновременно стало
ясно: полноценный заменитель кожи для обуви можно получить, создав новые полимеры. С этой целью Хомутов А. М. по конкурсу в 1955 г. перешел работать в Институт органической химии им. Н.Д.Зелинского Академии наук СССР.
За время работы в институте до ухода на пенсию в 1970 г. А. М. Хомутовым синтезированы новые полимеры, которые были внедрены в промышленность. На основе полимеров получены флуоресцентные эмали, которые применяются в авиации, в морском транспорте, на железных дорогах; созданы клеи для полиграфической промышленности, для атомной промышленности и др. Получил более двух десятков авторских свидетельств.
На пенсию А. М. Хомутов ушел в 1970 г. В 1971 г., и получил звание персонального пенсионера. После ухода на пенсию продолжал работы по задерживанию влаги в почве. Любил лес, летом ходил за грибами, ягодами и лекарственными растениями.
(использованы материалы из автобиографии А. М. Хомутова)
А вот что написано о нашем земляке в материалах "Российской газеты" от 27 мая 1995 года (автор статьи – Владимир Громов).
Сапог стратегического назначения
У полковников Белкина и Щеголева зуб на зуб не попадал. Оба курировали опытное производство кирзовых сапог. Шел 1938 год, и тут - ЧП: в полку, который одели в экспериментальные сапоги, у всех солдат на ногах экзема! Когда в здание на Лубянке "воронок" привез главного инженера завода "Кожимит" Александра Хомутова, полковникам полегчало.
"Едем в часть, посмотрите, что вы там учудили". В полку построили солдат, разули - так и есть, все больны. Но Хомутов-то свою кирзу мог за версту отличить. Взял у стоявшего рядом красноармейца нож и как рубанет по голенищу. Полковники - в ужасе. А Александр Михайлович показывает им срез: "Это же свиная кожа, причем отвратительной выделки! Так что сами выясняйте, как такая подмена произошла, а кирзу мою не хайте".
Вообще-то Саша Хомутов хотел учиться на электротехника. Но, видимо, "блатные" студенты были уже и в 1921 году.
Все экзамены в Харьковском политехническом выдержал на "отлично", и тут говорят: мест нет. Пришлось идти на химический. Зато его-то окончил досрочно - за три с половиной года.
Но химия - наука заманчивая. Затянула с головой. Кожевенная промышленность, производство масел, лаков, красок. К 1937 году Александра Хомутова производственники уже так ценили, что на научную работу с московского завода "Кожимит" не отпустили. Удержали только должностью главного инженера.
Завод был в неважном положении. Все - галоши, сапоги, шины - делалось тогда на натуральном каучуке. Даже кожзаменители делали из смеси измельченной в порошок кожи с тем же каучуком. А его давали мало - дорого было возить из-за океана. На синтетический же каучук академика Лебедева заводчане смотрели искоса.
Хомутов ответственности не побоялся. Взял ворсовую ткань, приготовил раствор отечественного искусственного каучука и пропитал. Получилось! Галантерейщикам понравилось, завод завалили заказами на материал, "Кожимит" стал выходить из кризисного положения.
А в 1938 году на завод приехали из управления вещевого снабжения Красной Армии. Ворошилову пришла мысль дать каждому красноармейцу по красивому и прочному ранцу. Но для армейских нужд требовалась очень прочная ткань-основа.
- Тогда как раз осваивалось производство кирзовой ткани с пятью слоями основы, - рассказывает 93-летний Александр Хомутов. - Вот на этой ткани я и приготовил заменитель. Покрасили в цвет хаки. Военным так понравилось, что очень скоро нас вызывают в Наркомат обороны на закрытое заседание. И говорят: "Фашизм в Германии укрепляется, не исключено, что мы с ними будем драться. Оружием-то у нас занимаются, а вот обуть армию не во что".
Кожи в стране действительно не было. Сельское хозяйство не развивалось. Скот в начале 30-х весь перерезали. Так что офицерам на сапоги кожи еще хватало, а простые красноармейцы носили ботинки с обмотками. Немцы же в это время обули в сапоги всю армию - до последнего солдата. Еще бы - им кожу везли со всей Европы. Так что пример был перед глазами.
Сказано - сделано. Уже в 1938 году выпустили опытную партию "кирзы-ск" (с синтетическим каучуком). Перестроили оборудование. Связались с обувщиками, те отработали сапоги. А тем временем нашелся еще один потребитель - крестьяне. Все с удовольствием брали новую обувь.
- Это сейчас кажется так просто, - продолжает Александр Михайлович. - Но нужно же было отгадать принцип работы натуральной кожи - влагу внутрь не пропускать, а пару дать возможность выходить - и воплотить этот принцип в кожзаменителе. А я кожевенное дело помнил с детства. В деревне Семеновке в Черниговской губернии, где я родился в 1901 году, на кустарных заводах делали юфть, шили сапоги. Я помню везде стояли здоровые бочки, в которые складывали сапоги - для транспортировки.
Чтобы понять, чем грозило отсутствие сапог, достаточно сказать что зимой 1940/41 года Ворошилов распорядился заготовить 100 тысяч пар лаптей (!) для солдат внутренней охраны. А всю нормальную обувь - поближе к границам с Германией. Потом Ворошилову кто-то все-таки отсоветовал - ведь кирзу-ск выпускали уже два завода, и промышленность потихоньку справлялась с заказом.
В 1942 году Хомутову вместе с другими химиками, обувщиками, военными (они-то здесь при чем?) дали Сталинскую премию. И - новое задание. Мерзли летчики, а кожи на куртку нужно побольше, чем на сапоги. Пожалуйста, Александр Михайлович сделал кожзаменитель для летчицких курток, а вместе с ним - кандидатскую диссертацию.
- Я все свои изделия на себе сперва опробовал, - говорит Александр Михайлович. - Вон у меня плащ висит, я уже пятьдесят лет в своем заменителе хожу. Как новый!
А уже после Хомутов чем только не занимался (увлекающийся, говорит, я человек).
Доводил свою кирзу. Правда, военные никаких изменений до сих пор не признают, предпочитают проверенную годами технологию. На полихлорвиниловой основе сделал материал, из которого стали делать сиденья для автомобилей.
Стал искать новые полимеры для более прочных и эластичных заменителей - попутно получил новое органическое стекло. Академики смотрели свысока: откуда здесь этот "от станка" взялся? А Хомутов из полимера этого стал получать авиационный лак. Летчики с руками оторвали - новый лак уменьшал трение.
Как-то Хрущев, вернувшись из-за границы, посетовал - какие там выпускают замечательные краски, "которые сами светятся". И Александр Михайлович разработал полимер, на основе которого стали выпускать отечественные люминесцентные красители. Вы эту краску видели. Ею красят морские буйки, на поездах - ярко-оранжевая полоса впереди... Был даже анекдотический случай. На одном аэродроме такой краской покрывали самолет. А в это время на посадку заходил другой. И летчик, увидев краску издалека, стал передавать по рации: "Садиться не могу, на аэродроме пожар". Изобретательством Хомутов живет и сегодня.
И все-таки, разговаривая с Александром Михайловичем в его московской квартире в далеком Ясеневе, мы не могли не вернуться к такому, казалось бы, курьезному предмету, как сапоги. Так или иначе, а они обозначили целую эпоху. Теперь кирзовые сапоги вроде уходят в прошлое - на высокие ботинки переходят.
- Ну и пусть переходят себе на здоровье, - усмехается Хомутов, - если они кожу достанут. А посмотрите в деревне. Там никто никого не заставляет, а в сапогах ходят все. Вот вам и ответ.
Пришлось согласиться.
|