Наталия Федосенко, Алина Ковалева, еженедельник «ГАРТ» №27 (2727)
по материалам gorod.cn.ua
За всю мировую историю 115-летний жизненный рубеж, по официальным данным, перешагнул лишь 31 человек. С этой среды среди них и наша землячка — Кристина Аврамовна Нагорная из села Жадово Семеновского района. 1 июля она отметила свой 115-й день рождения! С ого-го каким почетным юбилеем Кристину Аврамовну поздравил сельский председатель Сергей Помазок, а также представители районного Пенсионного фонда, Управления соцзащиты, прессы и представитель народного депутата по этому округу. Именинница искренне благодарила и за внимание, и за продуктовый набор. И сказала: ей приснилось, что после праздника Петра закончится война. Дай-то Бог!
«Гарт» писал о долгожительнице не раз: когда ей было 108,110, а также в прошлом году. Не могли мы пропустить и нынешнюю дату Кристины Аврамовны. Она уже не совсем уверенной поступью, но все же приближается к мировому рекорду, ведь всего на год младше Сюзанны Мушатт Джонс, которой 6 июля исполнится 116 и которая ныне считается старейшей жительницей Земли. Предыдущая рекордсменка, 116-летняя Джералин Телли, умерла две недели назад, 18 июня, в американском городе Инкстер (штат Мичиган).
Достигнет ли наша Кристина Аврамовна такой же возрастной отметки? Надеемся. Да и сама юбилярша этого не исключает. Еще в 2008-м она сказала нам о себе: «На болоте родилась", так, может, и смерти не будет...»
Кристину Нагорную мы навестили незадолго до ее юбилея. Она живет одна, поэтому сначала настороженно восприняла гостей: «Не вижу, кто это пришел. Совсем слабая на глаза стала». Но, узнав, что мы из газеты, охотно пустила в дом.
— О давнишнем хорошо помню, а вот о том, что вчера было, вспомнить уже труднее, - улыбается Кристина Аврамовна. — В этом году я почти совсем ослепла. Плохо слышу я давно, а вот на зрение раньше не жаловалась. Теперь на улицу почти не выхожу. Ноги едва ходят, передвигаюсь по дому, опираясь на пустое пластиковое ведро. Мне так удобно, потому что оно легенькое и как раз для моего малого роста. Хотя и тяжело мне, потому что здоровье подводит, но главное, что голова еще варит. Интересуюсь, что в мире делается, когда уже война в Украине закончится. Кто в дом не зайдет — у всех расспрашиваю. Так случилось, что с родственниками отношений не поддерживаю.
Росла я без матери. Она меня родила на болоте: беременной поехала туда грести сено и родила меня прямо возле воды. На телеге с сеном ее со мной и привезли домой. Мать умерла молодой. Отец был хорошим хозяином. Знаю, что в армии не служил, потому что на правой ноге у него было шесть пальцев. После смерти матери он взял другую женщину. Мачеха у меня была такой доброй и ласковой, что я ее всю жизнь только мамой и называла. Работала я с 9 лет. Сначала на панов, а потом - в колхозе на разных работах. Всегда держала большое хозяйство — и коров, и свиней, и птицу. Замуж впервые вышла только в 28лет. Тогда считалось, что это очень поздно. Почему так получилось? Был у меня парень, которого я ждала из армии. Во время службы произошло с ним несчастье. Вроде упал он с коня и сильно ударился. После того долго лечился, приехал домой и уже в Жадово умер. Поскольку мы были обручены, то мой отец сказал, что мне нужно еще год ждать, а только после искать другого жениха. Поэтому и вышла я замуж в 28. Родилась у меня дочь Галя (Царство ей Небесное, уже 15 лет прошло, как ее не стало). С первым мужем мы не сжились. Вышла я за второго, родила от него сына. Когда было ему 3 годика, он внезапно умер — тогда ходила по селу какая-то болезнь. Умер мой сынок по дороге в больницу, уже под Семеновкой. Со вторым мужем мы прожили 15 лет. Он умер еще довольно молодым. После того вышла я замуж в третий раз. Все мужья у меня были хорошими: ни один не ругался, не бился. Трудолюбивые, не пьяницы. Чего, спросите, расходились? Наверное, это я такая вредная.
На долю Кристины Нагорной выпало жить в двух веках — в ХХ-м и ХХІ-м. Она помнит важнейшие исторические события прошлых веков: революцию 1917-го, обе мировых войны. Вспоминает, как тяжело ее семья пережила голодомор.
— Страшно, когда совсем нечего есть. Столько людей ежедневно умирало, что их и не хоронили, как подобает. В каких-то лохмотьях просто в землю закапывали. Тяжелые были времена. Наша семья сразу же вступила в колхоз, поэтому нам было немного легче. Да и отец мой немного зарабатывал: из дерева делал сани, грабли, телеги, а затем продавал их в Семеновке. Часто мы в райцентр вдвоем ездили. Помню, на дорогах было много разбойников, так отец, чтобы заработанное не украли, прятал деньги мне в косу Какие у меня были длинные и пышные волосы!
Трудно я жила, тяжело работала. К сожалению, с дочерью мы не очень ладили. У нее было четверо детей. Остался лишь один мой внук, но он живет далеко — в Москве. А с правнуками и праправнуками я не родичаюсь. Выручают меня соседи, особенноИван Мантула. Его жена для меня наварит, а он принесет. Ежедневно ко мне наведываются и другие соседи, социальный работник. На жизнь свою не жалуюсь.
|